Электронная подпись для ИП и физических лиц: как получить и использовать?

электронная подпись для ип

Современный мир повсеместно переходит на электронный документооборот. Выписки из многих государственных реестров, например, о праве на недвижимость или о регистрации бизнеса чиновники направляют через интернет. Уже заговорили о том, чтобы бумажные паспорта россиян перевести в цифровую форму. Электронная подпись для ИП пока еще не требуется по закону, но уже активно используется многими индивидуальными предпринимателями…

Что такое электронная подпись

Электронная цифровая подпись (ЭЦП для ИП) – это набор символов, кодов и паролей, который заменяет собственноручную подпись физического лица. ЭЦП может иметь внешний носитель (флэшку или дискету) или формироваться без него.

Но электронная подпись для физических лиц во многих случаях не только подтверждает, что документ был направлен конкретным человеком, но и защищает его текст от несанкционированных изменений. Если говорить о сохранности документов и гарантии, что они подписаны конкретным человеком, то это в гораздо большей степени доказывает электронная подпись для физических лиц. Бумажные документы, подписанные личной подписью, намного проще подделать или повредить, чем электронные.

эцп для физических лиц

Зачем нужна электронная подпись

Электронная цифровая подпись для ИП в большинстве случаев необязательна, но есть ситуации, когда без нее не обойтись.

1. Для подачи отчетности

Некоторые виды отчетности принимают только в электронном виде:

  • Декларация по НДС, которую сдают ИП на ОСНО;
  • Расчет по страховым взносам, форма 4-ФСС, отчетность в ПФР и по НДФЛ, если средняя численность работников больше 25 человек;
  • Любые декларации, если среднесписочная численность работников за предшествующий год превышает 100 человек.

2. Для участия в электронных торгах

Заявка и ценовое предложение для участия в электронных торгах и государственных закупках принимается только при наличии цифровой подписи.

3. Для найма сотрудников на удаленную работу

Если индивидуальный предприниматель нанимает дистанционного работника, документооборот между ними должен быть заверен электронной подписью.

✏ Кроме того, электронная цифровая подпись для ИП – это удобный и быстрый вариант обмена документами с контрагентами и государственными органами. И это намного более высокая степень защиты и идентификации, чем обычная личная подпись и печать индивидуального предпринимателя.

Виды электронной подписи и их различия

ЭЦП для ИП может быть разных степеней защиты:

  1. Простая;
  2. Усиленная неквалифицированная;
  3. Усиленная квалифицированная.

У каждого вида электронной подписи есть свои особенности и ситуации, для которых они предназначены.

Простая электронная подпись

Простая электронная подпись — это комбинация из логина и пароля, которая признается аналогом собственноручной подписи только в некоторых случаях.

Например, при регистрации на Портале госуслуг вы получаете в письме код подтверждения и можете осуществить определенные действия онлайн (подать заявление на получение паспорта, записаться к врачу, узнать о своей задолженности и др.). По сути, все сайты, на которых есть личный кабинет пользователя, являются примером использования простой электронной подписи. Сохранность и неизменность электронных документов этот вид подписи не доказывает.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись

Усиленная неквалифицированная подпись может использоваться в личном кабинете налогоплательщика, в сделках с контрагентами или внутреннем документообороте. ЭЦП для «Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц» на сайте Налоговой службы можно получить бесплатно. Ключ такой подписи будет храниться в облачном хранилище ФНС.

✏ К сожалению, усиленная неквалифицированная подпись не подходит для сдачи налоговой отчетности ИП, а только для обычных физических лиц. Об этом говорится в Письме ФНС от 17 января 2014 г. № ПА-4-6/489.

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Такая подпись должна быть подтверждена сертификатом от аккредитованного удостоверяющего центра.

Обратите внимание: только усиленная квалифицированная подпись безоговорочно признается аналогом личной подписи физического лица, в том числе для доказывания фактов в судебных инстанциях. Простая и усиленная неквалифицированная подпись могут заменить личную подпись, только если это признается сторонами документооборота или нормативно-правовым актом.

Что нужно для оформления ЭЦП и куда обращаться

Как получить электронную подпись для физического лица? Если вам нужна простая подпись для доступа к таким сайтам, как Портал госуслуг или Сбербанк-онлайн, то порядок действий вы найдете там же. Обычно для получения простой подписи достаточно регистрации в системе на свой электронный адрес и указания номера телефона для СМС.

✏ Банки могут предоставлять доступ к интернет-банкингу для коммерческих субъектов на основании усиленной неквалифицированной подписи, которую оформляют сами. Здесь клиент уже должен подписать договор о дистанционном банковском обслуживании и нести ответственность за сохранность носителя (USB-ключ или флэшка).

сколько стоит эцп для физического лица

Некоторые банки оформляют усиленную квалифицированную подпись с выдачей сертификата проверки ключа. Но есть и такие кредитные учреждения (например, Тинькофф-банк), которые позволяют клиенту работать в онлайн-системе только на основании логина/пароля и СМС-подтверждения.

Так что, если вам нужен дистанционный доступ к расчетному счету ИП, обращайтесь сразу в свой банк, при необходимости электронную подпись вам оформят там же. На многих банковских тарифах подключение к интернет-сервису и выдача USB-ключа происходит бесплатно.

Чтобы оформить универсальную усиленную квалифицированную подпись, надо выбрать аккредитованный удостоверяющий центр. Актуальный перечень удостоверяющих центров с полными контактными данными есть на сайте Минкомсвязи.

Для выдачи усиленной квалифицированной подписи сотрудники УЦ должны идентифицировать вашу личность, поэтому при себе надо иметь следующие документы:

  • Основной удостоверяющий документ (обычно внутренний российский паспорт);
  • Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);
  • Свидетельство о регистрации ИП или лист записи ЕГРИП.

Далее с получателем электронной подписи заключат договор и выставят счет на оплату услуг центра. Стоимость квалифицированной ЭЦП зависит от области применения, программ для ее установки, наличия круглосуточной поддержки и других опций. Имеет значение также цена самого носителя для записи сертификата и ключей подписи.

В среднем, цены на ЭЦП с сертификатами начинаются от 2 000 рублей, и это стоимость за один год действия. После окончания этого срока электронную подпись можно продлить или оформить заново в другом центре. Причем, документы, подписанные ЭЦП в период ее действия, сохраняют свою значимость даже после прекращения поддержки сертификата.

Теперь вы знаете, что дает электронная подпись для ИП, каких видов бывает ЭЦП и где можно получить подпись, отвечающую вашим требованиям. Если у вас появились вопросы, задайте их нам в комментариях — мы не тянем с ответом!

Подпишитесь на нашу рассылку, и получайте анонсы новых статей сайта 1 раз в неделю:

Введите свой E-mail:
Сводка
Название
Электронная подпись для ИП: как получить и использовать?
Описание
Электронная подпись для физических лиц и ИП: зачем нужна и где её применяют? Виды электронной подписи и их различия. Как получить электронную подпись для ИП?
Автор
Создатель
Всё для ИП
Логотип создателя

Электронная подпись для ИП и физических лиц: как получить и использовать? обновлено: Октябрь 16, 2018 автором: Все для ИП

Вопросы и ответы (0)